ПЕРСПЕКТИВА ПОЗИТИВА

ПЕРСПЕКТИВА ПОЗИТИВА

21.03.2011

На пресс-конференции по итогам 2010 года глава департамента грузовых шин восточноевропейской географической зоны Michelin Фаусто Казетта рассказал о тенденциях шинного рынка в России и странах СНГ. По оценкам группы Michelin ситуация с продажами в настоящее время стабилизируется, а наибольшую динамику роста показывает сегмент радиальных ЦМК шин.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2008-2009 годах, шинный
рынок в России и странах СНГ продолжает сохранять значительный потенциал. Постепенное оздоровление экономики после кризиса, рост грузоперевозок и плановое обновление автопарков положительно отразились на динамике развития шинного рынка на постсоветском пространстве в 2010 году.
По оценкам компании Michelin, объем рынка грузовых шин в России и СНГ по итогам 2010 года составил около 7,3 млн (6 млн в 2009 году), из них 2,5 млн приходится на радиальные ЦМК (цельнометаллокордные) шины — их рост составил около 40% по сравнению с 2009 годом. В нынешнем году также ожидается положительная динамика: по прогнозам аналитиков общий объем рынка увеличится на 15% по сравнению с 2010 годом. При этом высокоперспективный сегмент ЦМК шин будет развиваться еще более быстрыми темпами: ожидается рост 20%, и в 2015 году его доля может достигнуть 50% от общего объема рынка грузовых шин в странах СНГ. Понятно, что в целом восточноевропейский рынок грузовых шин еще далек от насыщения. И помимо России, на которую приходится львиная доля рыночного пирога (70%), высокий потенциал с точки зрения продаж сегодня представляют Украина (10%) и Казахстан (7%). Если же подробно рассмотреть структуру шинного рынка в России, то по-прежнему его основную долю составляют изделия с комбинированным каркасом, причем на модели радиальной конструкции приходится
58% от всего объема рынка, а диагональные шины занимают лишь 12%. При этом наиболее динамично развивающийся сегмент ЦМК шин в общей доле составляет около 30%, его рост по итогам 2010 года составит 60% (в численном выражении он достигнет порядка 1,9 млн шт.), тогда как ожидаемый рост сегмента радиальных и диагональных комбинированных шин будет всего около 25%. Такое положение вещей, прежде всего, объясняется эксплуатационными преимуществами ЦМК шин: повышенной грузоподъемностью, пониженным сопротивлением качению, возможностью многократного восстановления. К слову, немалый вклад в динамику роста перспективного сегмента внесло недавнее открытие Нижнекамского завода ЦМК шин, запланированная проектная мощность которого составляет 1,2 млн шт. в год. В целом, сегодня отмечается несколько предпосылок для развития рынка грузовых шин в России. Во-первых, это рост объема внутренних грузоперевозок. Согласно данным Росстата, этот показатель составит около 10% по итогам 2010 года (для сравнения: в 2009 году рынок упал на 17%). Во вторых, среди тенденций, позитивно сказывающихся на динамике развития шинного рынка в стране, стоит отметить расширение производства по схеме партнерства с иностранными брендами (Volvo Trucks, Scania, Hyundai, Isuzu, Mercedes-Benz, Fuso) и, как следствие, постепенное обновление парков грузовых автомобилей за счет продаж локально произведенной коммерческой техники. В-третьих, определенную роль сыграли меры государственного регулирования. Например, ранее рост парков происходил в основном за счет импорта бывших в употреблении грузовых автомобилей. Введение заградительных пошлин на ввоз этих транспортных средств помогло сократить их долю в общем зачете. Наконец, стоит отметить все более заметный переход отечественных производителей грузовиков и автобусов (КАМАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и др.) к установке прогрессивных комплектующих, в частности ЦМК шин. Еще одна важная тенденция на шинном рынке для коммерческого транспорта — комплексный подход к решению задач современных грузоперевозчиков. В посткризисный период транспортные компании России и СНГ находятся в достаточно непростой ситуации: с одной стороны, от них требуют сокращения сроков доставки, а с другой — растут эксплуатационные расходы, увеличивается загруженность дорог. Но при этом важнейшей задачей автотранспортных предприятий было и остается обеспечение безопасности перевозок. Перечень возможных причин дорожно-транспортных происшествий известен и довольно обширен. По данным ежегодного отчета автомобильного клуба ADAC, наибольшую угрозу для безопасности грузовых перевозок на дорогах представляют, прежде всего, шины. Доля аварий из-за некачественных покрышек либо неправильной их эксплуатации составляет 27,1%. Именно поэтому наиболее актуальным сегодня становится не только оснащение грузовых парков современными моделями шин с оптимальным балансом характеристик (безопасность, топливная экономичность, долговечность), но и предложение комплекса сопутствующих услуг. Учитывая все это, крупнейшие рыночные игроки в сегменте грузовых шин строят свои бизнес-стратегии на нескольких составляющих — предложении широкого ассортимента продукции для различных видов грузоперевозок, обеспечении профессионального шинного сервиса за счет развития фирменных сетей (Michelin — Tyre Plus; Goodyear — Truck Force; Bridgestone — Truck Point), а иногда и оказании автопаркам технической поддержки силами своих специалистов. В перспективе мировые лидеры планируют продолжить развитие сетей профессиональных шинных центров.

На пресс-конференции по итогам 2010 года глава департамента грузовых шин восточноевропейской географической зоны Michelin Фаусто Казетта рассказал о тенденциях шинного рынка в России и странах СНГ. По оценкам группы Michelin ситуация с продажами в настоящее время стабилизируется, а наибольшую динамику роста показывает сегмент радиальных ЦМК шин.